Невротическое Золотое правило нравственности

b2ap3_large_Golden_rule_new11

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» - это золотое правило нравственности. Очень ОПАСНОЕ, очень ВРЕДНОЕ, и очень НЕВРОТИЧНОЕ. Почему это убеждение вредно, проигрышно, разрушает отношения, и как же правильно творить добро?

Мы очень часто имеем такое иррациональное убеждение, что другие люди должны (или им следовало бы) вести себя по отношению к нам так, как мы ведем себя по отношению к ним. Кстати, это убеждение типично для Депрессивного типа личности, очень распространено в Православии, и на территории России. И совсем не распространено в других странах типа США, к примеру.

Мы очень часто имеем такое иррациональное убеждение, что другие люди должны (или им следовало бы) вести себя по отношению к нам так, как мы ведем себя по отношению к ним. Кстати, это убеждение типично для Депрессивного типа личности, очень распространено в Православии, и на территории России. И совсем не распространено в других странах типа США, к примеру.


И это убеждение:

  1. не оправдано, и 
  2. очень вредно. 

Мы часто ведем себя так, как будто это правило. При этом договоренности об этом мы не обсуждаем. И последующие гнев, обида, возмущение крутятся вокруг этого убеждения.

«Ну как же так! Я к нему так, а он ко мне этак!»

Это очень нереалистичное убеждение, которое нужно отслеживать у себя, и у других людей. Важно понимать, что это 

  1. вредное убеждение, 
  2. приводит к разочарованию и разрушает отношения, и 
  3. дает другим людям стратегию, когда вы тратите ресурсы, а забрать обратно в рамках обмена не можете.

Слово Эллису

В 1956 году Альберт Эллис, основатель рационально-эмоционально-поведенческой терапии, описал на съезде Американской психологической ассоциации в Чикаго десять нелепых верований, благодаря которому мы нагнетаем страх, предъявляем особые требования и преуменьшаем важность происходящего. Под номером 3 шло неразумное верование:

«Все должно быть таким, как мне хочется. Если этого не произойдет, это будет ужасно и мне этого не перенести!»

неразумное верование

Какая связь с золотым правилом нравственности?

Проигрышно!

На наше предположение, что, вложившись больше, мы больше возьмем, другой человек совершенно четко и обоснованно может сказать:

«А я тебя просил об этом? Ты это сделал по своей собственной инициативе»

Если говорить об обратной ситуации, то важно понимать, что это убеждение у оппонента дает нам возможность, в рамках Треугольника Карпмана, все время апеллировать к тому, что мы об этом не договаривались. Если другой человек выставляет такой «счет» нам, рассчитывая, что по отношению к нему вы будете так же действовать, то мы всегда можем аргументировать тем же: 

«мы об этом не договаривались!»

Разрушает личные отношения!

Очень часто это ожидание преломляется через личные отношения, где вообще многое ожидается по умолчанию. Но если мы предполагаем, что близкие отношения – в том числе договорная связь двух взрослых людей, то мы не можем по умолчанию ожидать, что это так. Мы должны договориться об определенных вкладах, и после этого «делать друг другу хорошо» и «творить добро». Потому что причинять «добро» может быть чревато последствиями.

Мы не можем ожидать от другого человека и рассчитывать, что он будет поступать по умолчанию так, как мы поступали по отношению к нему. И неважно, честно ли это, добропорядочно, или наоборот.

А как же творить добро?

Если искать альтернативное реалистичное убеждение, то оно может звучать так: «другие люди достойны такого отношения, которое они заслуживают в рамках данной ситуации». Такие ситуации, как договариваться с террористом, который только что хотел всех взорвать, или держать или не держать слово, когда он нарушил свое – это определяется нашими ожиданиями.

Добро среди взрослых людей вообще основано на обмене. Если я обмениваюсь с тобой, то нужно договариваться, что я получу в обмен прямо сразу. Особенно если я делаю что-то для человека по своей инициативе, не ожидая ничего взамен. Если мы хотим установить баланс Добра, чтобы им не злоупотребляли по отношению к нам, то есть не возвращали подарки, то мы требуем, чтобы эквивалентный вклад был сделан кому-то другому.

Что это значит? Я что-то сделал для другого человека, а он уже чувствует себя должным. Если это мой личный вклад, я не ожидаю взаимности, и я хочу эту тему закрыть, то ставлю встречное условие: «сделай то же самое для другого»

Хотите обсудить эту тему лично?

Становитесь резидентом клуба
Наследие Фрейда
более 30 онлайн встреч в месяц
психологи, нутриетолог, йога
решения во всех сферах жизни
У Вас остались вопросы?
Выбирайте любой мессенджер ниже и спросите напрямую!

Хотите спросить по эл. почте?

Отправить

За каждым Спасателем - несчастные близкие
Психушка Ван Гога. История развития арт терапии

Читайте также:

 

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://freud.online/

Ближайшие встречи

Еще в тему

Grabmayrgasse 2, 1210 Вена, Австрия

  • Email: info@freud.online
  • Тел: +43 660 5752835

Наши Фотки

© Copyright 2021. All Rights Reserved Наследие Фрейда