Сила рода, или как «Бессмертный полк» помогает психике

Сила рода, или как «Бессмертный полк» помогает психике

«Бессмертный полк» — это народное движение по сохранению памяти о силе, мужестве и подвигах наших прародителей. Ежегодно участники проходят колонной по улицам городов с фотографиями своих умерших родственников и заносят семейные истории о них в летопись. Эту инициативу критикуют, не понимая огромную психологическую составляющую, которую несет это мероприятие и которой хронически не хватает в современном мире. Об индивидуальной  психологической ценности «Бессмертного полка» и пойдет речь в этой статье.

Для тех, у кого нет времени, тезисно обобщу:

  • В психику любого человека зашита глубинная потребность в принадлежности семье, группе, социуму, и в конечном итоге - роду.
  • Потребность в принадлежности удовлетворяется не только физически через знание своих родителей, но и культурно - через «поиск отца» или предков. 
  • В современном мире, на фоне исчезновения института «отцовства», люди ищут «принадлежность» к другим заменителям родительской фигуры: к государству, и зачастую к диктаторам. А там и до национализма, репрессий по указу руководства и войн недалеко...
  • «Бессмертный полк» позволяет восстановить, чтить и поддерживать связь со своим родом, и тем самым удовлетворять потребность в принадлежности. За счет этого человек становится более самостоятельным, уравновешенным, и менее зависимым от авторитарных структур.
  • Человек с развитым чувством принадлежности имеет допуск к дополнительным ресурсам - источнику силы рода, которым он может воспользоваться в важных и критических ситуациях.
По ходу я вам расскажу о своем деде, Пескове Иване Ивановиче. По секрету: в совесткое время он командовал одним из пяти объектов противоракетной обороны. Это его картотека в летописи "Память народа": https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero85192440/

Теперь по порядку:

Немного теории про Базовые потребности

Как ни крути, человек – это биологический вид, и у каждого из нас есть совершенно одинаковые базовые потребности, глубоко «зашитые» в психику, экзистенциальные потребности. Это значит, что без их удовлетворения человек чувствует себя неполноценным, становится неуверенным и депрессивным, постоянно ищет их удовлетворения во внешних «заменителях».

В научной психологии есть различные теоретические конструкты, описывающие базовые потребности: от А. Маслоу, К. Алдерфера, Э. Фромма и других. И все они, используя различные синонимы, описывают одинаковую структуру:

  • Осознанно или неосознанно, жизнь человека вращается вокруг удовлетворения немногих потребностей
  • Потребности бывают физиологические (еда, сон, безопасность, быть сильными), социально-групповые (в карьере, иерархии, признании, быть умным) и духовные (к примеру, в самореализации, быть важным).
  • Потребности построены в иерархию: без удовлетворения базовых потребностей невозможно удовлетворить «более возвышенные»

Так вот, потребность в принадлежности — это базовая, основная, глубинная потребность человека. Она актуализируется еще в раннем детстве, и всю жизнь, в случае неудовлетворения, может негативно влиять на человека. И наоборот, 

Слева - мой дед, молодой паренек, с самодельной, но стреляющей винтовкой. Справа - уже он с моей бабушкой и дочкой, которая 20 лет спустя родила меня

Как мы удовлетворяем этот один из мощнейших драйверов нашей жизни?

Как мы ищем Принадлежность?

Внешне принадлежать можно к семье, группе, социуму. 

  • Для детей принадлежность к матери, отцу, семье означает не только любовь, но и прежде всего заботу и жизненную безопасность. 
  • Подростки в поисках принадлежности вливаются в музыкальные, академические, религиозные, спортивные группы. 
  • Во взрослом возрасте мы стремимся быть частью корпорации, политической партии, общества по интересам, и даже иметь последователей.

Но внутренне, на уровне психики, все эти принадлежности являются не чем иным как проявлением «поиска отца» или предков.

Поиск отца — это не только реальная необходимость, но и универсальная психологическая потребность.

Луиджи Зойя, итальянский психотерапевт

Каждый человек хочет знать, чей он потомок. Приемные дети, независимо от того, насколько их любили приемные родители, захотят узнать настоящих родителей. Любой ребенок, потеряв отца в процессе развода родителей, в подростковом возрасте начнет его искать. Любой взрослый задумается, из какой "династии" он вышел. 

Диктаторы как заменители

Тема поиска отца разыграна во множестве фильмов и сериалов. К примеру, в сериале «Медиатор» из детей, ищущих своих потерянных физических отцов, злоумышленники построили целую террористическую подростковую группу

Человек без принадлежности – это очень неуверенный в себе человек, склонный к внушениям извне. Это и понятно: не зная своего отца или деда, человек ищет его в сторонних «заменителях». Это может быть фирма, которая внушает своим сотрудницам «мы – семья». Это может быть религиозная секта с мудрым и принимающим «просветлённым». Но чаще в наше время такими заменителями являются диктатурные структуры или государство.

Мы дошли до рождения диктатур не только по политическим мотивам, но и из личных потребностей: растущее отсутствие отцов и упадок их авторитета способствовали поиску безопасности в публичных структурах. За политической потребностью стояла потребность в сильном отце. ... Потребность в отце — огонь, в который век подливал бензин, для миллионов молодых людей была удовлетворена диктаторами, внезапно и извращенным способом, что привело к еще большей потере корней семьи. Эта психологическая рана была более глубокой, чем политическая, и она еще ждет своего осмысления.

Луиджи Зойя в книге «Отец»

Найдя принадлежность в государстве, правительстве или единоличном диктаторе, человек становится «послушным». В рамках «Экспериментов Милгрэма» было научно, достоверно, многократно доказано, что в абсолютно любом западном обществе (США, Германия, Великобритания, Россия или Украина) от 60 до 90% населения готовы проявить насилие вплоть до создания концентрационных лагерей по указу авторитетного правителя. Повторю: в любом государстве, не только в Германии 1940х годов, но также и в США, и в Украине или России в 2020х годах. Все, что нужно для этого – просто чтобы члены правительства начали призывать к насилию.

Узнать больше про «Эксперименты Милгрэма» и про послушание, вызванное Поиском принадлежности, можно в стать:

Поэтому любая традиция или ритуал, поддерживающий «поиск отца» (чем и является «поиск отца»), сделает человека увереннее, спокойнее, внутренне сильнее, самостоятельнее, и таким образом предотвращает насилие в обществе. Но является ли «поиск отца» личным делом каждого?

«Бессмертный полк» как «поиск отца» 

Может показаться, что для чувства принадлежности роду достаточно знания своего физиологического происхождения, имен и истории своих родителей, бабушек и дедушек с их геральдикой. Однако нет, потребность лежит еще глубже. 

Т. Песков И. И. за время наступательных боев с 28 августа по 6 сентября 1943 года проявил себя как бесстрашный, храбрый и волевой командир. 28.8.43 года огнем своей минбатареи, подавляя огневые точки противника, способствовал прорыву переднего края противника и захвату передового края в районе «Ново-Никольское» и развитию успеха за время наступательных боев. Лейтенант Песков своей минометной батареей уничтожил полковую батарею противника в районе восточнее деревни Пильня; уничтожена противотанковая пушка противника в районе западнее деревни Пирятино 200 метров. 2.9.43 года, отражая контратаки противника на наш левый фланг восточнее деревни В. Тишово, товарищ Песков огнем своих минометов способствовал отражению атак противника. За время наступательных боев командир батареи т. Песков все время находился в боевых порядках пехоты, систематически поддерживая наступление огнем своей батареи. 6.9.43 года, ведя арт. разведку стреляющей батареи противника, был ранен.»Т. Песков достоен правительственной награды орденом "Красная Звезда". 8 сентября 1943 года.

Мы говорим не о том, чтобы найти отца в прямом смысл и что либо получить от него, например алименты. Мы говорим о том, что отец - это символ силы, защиты, мощи. Это архетип, уходящий корнями в глубокую древность. И через него мы ощущаем силу и мощь всего нашего рода. Согласитесь, с такой поддержкой легче идти по жизни.

Ребенок, наделенный чуткостью, понимает, что отец — тот, кто его выбрал: отец всегда продукт культурный, поскольку природного отца недостаточно. Ребенок должен в любом случае «искать» родителя, и, даже если таким образом он вновь найдет своего биологического отца, выбрать его в свою очередь. С точки зрения символов потребность, которая привела к поиску, остается той же.

Луиджи Зойя в книге «Отец»

Итак, «поиск отца» и принадлежности — это также громадный архетип человечества, требующий ритуалы, символы, мифологические выражения и традиции, которые в современном обществе не находят своего выражения.

На этом фоне новоиспеченная традиция «Бессмертного полка» — это уникальный ритуал, который помогает поддерживать символическую связь с умершими родителями, бабушками и дедушками и удовлетворяющий как раз потребность в принадлежности к роду.

9 марта 1943 года во время боя, не считаясь с опасностью, прополз к передней линии немецкой обороны у реки Ловать с целью разверки переднего края. Отлично выполнил боевое задание... Данные о противнике, принесенные тов. Песковым, послужили отличной помощью к.д.м. в уничтожении к.п. противника, 1 пулемета и группы пехоты до 10 человек. Во время отлично проведенной разведки лейтенант Песков захватил личное оружие «Парабелум» немецкого офицера, ранее убитого осколком мины 2-й батареи минометного дивизиона. Награждается моделью «За отвагу» 26 марта 1943 года

У меня, человека, родившегося в СССР, 9 мая всегда ассоциировалось не только с военным парадом, но прежде всего с нарядным дедом, совместным возложением венков и его встречами с другими ветеранами. Потом дед, как и большинство ветеранов, ушли из жизни, и военные парады стали просто сторонними событиями. Да, это были праздники, но в них не было ничего личного.

Поэтому, когда с 2012 появилась возможность совместно помянуть с гордостью деда, рассказать о нем хотя бы именем и фотографией на табличке, и сделать это совместно с другими людьми, появился тот самый культурный массовый ритуал, которого так не хватает в современной цивилизации. «Бессмертный полк» позволяет культивировать в себе чувство принадлежности роду. Потому что чувство рода и предков дают немыслимую энергию и поддержку уже нам самим.

Сила рода в быту

 Когда вы участвуете в "Бессмертном полку", вы заботитесь о себе. И теперь можете этим пользоваться в повседневной жизни

Обретя свою душевную семью, человек обретает жизненную силу и чувство принадлежности.

Кларисса Пинкола Эстес в книге "Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях"

Когда вам будет волнительно, например: перед интервью, разговором с начальником, выступлением на публике вы можете представить своего отца, дедов и весь мужской род, стоящий у вас за спиной. Они стоят «треугольником» у вас за спиной: один дед положил руку вам на левое плечо, другой - на правой. У них за спиной стоят их деды и так далее. Спина - метофорически ваш тыл, снабжение, поддержки. И тогда у вас появится ощущение мощи, и волнение уйдет. 

Это такая техника, если вы свой род почитаете. 

Хотите обсудить эту тему лично?

Становитесь резидентом клуба
Наследие Фрейда
более 30 онлайн встреч в месяц
психологи, нутриетолог, йога
решения во всех сферах жизни
У Вас остались вопросы?
Выбирайте любой мессенджер ниже и спросите напрямую!

Хотите спросить по эл. почте?

Отправить

Тест на тип личности. Есть ли толк?
Кто такой амбиверт простыми словами

Читайте также:

 

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://freud.online/

Ближайшие встречи

07
июль
Наезды: тренировка
7 июль, 2022 20:00 - Europe/Vienna
  1.  Дмитрий Коренев
14
июль
Дебаты: тренировка
14 июль, 2022 20:00 - Europe/Vienna
  1.  Дмитрий Коренев
  1.  Дмитрий Коренев
  1.  Дмитрий Коренев

Grabmayrgasse 2, 1210 Вена, Австрия

  • Email: info@freud.online
  • Тел: +43 660 5752835

Impressum

Наши Фотки

© Copyright 2021. All Rights Reserved Наследие Фрейда