Романтик – самый изученный тип личности в психологии. Это женственные женщины, и очень милые мужчины. Это тургеневские дамы 19 Века, героини классической литературы. Это первые пациенты Фрейда, главным образом женщины, страдавшие истерией. Их так же называют Театральными личностями. На языке S-теории это - Эпилептоидный тип личности.
Именно благодаря Романтику зародился психоанализ, из которого прямо или косвенно проросло большинство направлений современной психологии. Даже известна дата «зачатия» психоанализа: 18 ноября 1882 года, когда Фрейд узнал от коллеги историю лечения Анны О. Настоящее имя этой Романтичной женщины, страдавшей истерией - Берта Паппенгейм.
Все знают Норму Джин Бейкер Мортесен и Леонардо Ди Каприо... Для тех, кто не знает, то первая - Мэрилин Монро. И все знают украинку Юлию Тимошенко и французского президента Эмманюэля Макрона. Да, мы все знаем множество представителей Эпилептоидного типа личности.
В их основе лежит скрытое, косвенное и неявное привлечение внимания окружающих, с чем связано и одно из названий: Театральный тип. При этом уровень внутреннего конфликта велик: огромное желание получить внимание соседствует с одновременным страхом и нежеланием его получить. То есть сразу два разнонаправленных желания, присутствующих одновременно внутри индивидуума. Отсюда - потери сознания, паданья в обморок среди основных героинь в русской классическая литературе конце девятнадцатого и начала двадцатого века. Основные женские образы – это «тургеневские» барышни-Романтики.
Внешний вид Эпилептоидного типа личности
Но театральное «паданье в обморок» - это про ярко проявленных Романтиков. Если брать более гармоничных, уравновешенных Эпилептоиных женщин, то они, как правило, красивы, изящны, женственны. Про них можно сказать, что это женщина с большой буквы. Образ женской красоты, воспетый в культуре, сформирован через Эпилептоидов.
Для мужчин же этот образ слишком тяжелый, в нем слишком доминирует женское начало. Поэтому Эпилептоидные мужчины становятся целенаправленно жестокими, чтобы хоть как-то начать отличаться. То есть они начинают брать себя в руки, контролировать, и вообще чаще похожи на «великого инквизитора», который себя в руках держит, и всех остальные тоже. При этом проявляется постоянная сдержанность, в том числе и в движении. Эти люди часто заикаются, плохо выговаривают буквы, часто болеют, что является косвенным привлечением внимания.
Если Истероиды по телосложению тонки, то Эпилептоиды - немножко оплывшие, чуть грушевидной формы. Самые яркие Эпилептоиды, которые уже ближе к неуравновешенности, начинают терять свою женственность, превращаться в бочонок и начинают оплывать из-за болезней.
Интриги Эпилептоидного типа личности
Внутри у человека стоит запрет на привлечение к нему внимания, и при этом очень его хочется. На этом конфликте все и построено. При этом они достаточно хорошо все вокруг себя осознают, контролируют, и являются вообще достаточно хитрыми людьми. При внешней бесхитростности у них ум очень хорошо настроен на интриги. Если интриги Истероидного типа являюся бесхитростносными, на дурачка и на виду у всех, то у Эпилептоидов могут разыгрываться очень длинные многоходовые, хорошо продуманные партии. Другой разговор, что им иногда лень, потому что главным для них, как меланхоликов, являются собственные переживания по этому поводу. Поэтому они могут все продумать, но воплотят ли в жизнь – остается непредсказуемым.
Психосоматика у Эпилептоидного типа личности
Это люди, для которых психосоматика практически равна богу. Они болеют по любому поводу, потому что это - возможность получить внимание от врача и других людей. Сморкаться, шуршать пакетиками, ходить в поликлинику – это процессы, где есть внимание.
«Ах, кажется, у меня болит голова!»
- и она заболела, причем очень быстро, буквально за несколько секунд.
«Думаю, что-то тут закололо, надо пойти провериться»
- и оно начинает колоть.
Они - сторонники всяких шуршащих вещей. В их стиле – войти в зал после начала представления, немножко опоздать, очень извиняться, «не обращать на себя внимание», «я тихонечко здесь в уголочек». После первого привлечения внимания все посмотрят, отвернутся и продолжат смотреть спектакль. И тут начинается часть вторая: из пакетика надо достать программку, чтобы почитать, кто сегодня в ролях. А пакетик – из самых громких, чтобы все опять посмотрели. И снова «ой простите, не обращайте внимание, извините, пожалуйста!». После программки начинается кашель, то есть идет постоянный процесс привлечения внимания.
У Чехова есть замечательный рассказ «Очки» про мужчину, который грязно чихнул на очки вышестоящего начальства, и связанные с этим переживания. У Довлатова есть шикарное произведение «Голубые дневники», где описывается история женщины-эпилептоида, живущей в своем, всегда более возвышенным мире. Монологи главной героини Островского «Почему же люди не летают, как птицы» преисполнены одухотворенности внутри. Так выражаются Эпилептоиды.
Они ценят искусство в высшем проявлении этого слова. Если прийти в оперу или на концерт классической музыки, в зал Чайковского на концерт фортепьяно с оркестром, то большая часть зала будет Эпилетоидной (в других культурах может быть другой престиж моды). Они ходят туда, потому что в этот момент начинается наконец согласованность между внутренним, «невероятно богатым» миром, и звучанием внешнего мира. В среде верующих их достаточно много в церковных хорах.
Есть Аутичные бабушки, которые сделают атмосферу, создают, убирают, прибирают, и даже если вы сделали что-то не так, вам не сделают замечание, просто за вами быстро исправят. А вот Эпилептоидные бабушки, знаменитые вахтерши, которые воздухом умеют звенеть, «ходят тут всякие!» - они разрешают себе получать внимание, когда защищены каким-то статусом. Это не они сейчас привлекают ваше внимание, говоря: «Не проходите мимо, где ваше удостоверение! Что вы мне тут тычете бумажечку какую-то!» Это делает их должность, а они на самом деле белые и пушистые.
То же самое делает оперная певица, как правило, Эпилептоидного типа женщина, когда она выходит на сцену, начинает петь, уходит в это состояние, и получает внимание зала. Это не она, это музыка внимание получает, искусство. Она же – только «небольшой выразитель всего этого, проводник божественного откровения». То есть всегда есть что-то, за что можно спрятаться, хотя по факту внимание получают они.
Как для любого меланхолика, любая мелочь является поводом большой внутренний истории и переживаний. Они опираются на физическую реальность и комфорт, и при этом получают максимум переживаний. Поэтому любое внешнее действия провоцирует огромное количество внутренней работы и внутренних переживаний, которые в основном держатся внутри.
«Позвонит он, или не позвонит? А если не позвонит, что же я буду делать?»
Это может продолжаться долгое время внутри у человека. Если сказали: «Пойдем с нами», то начинаются переживания: «А зачем они взяли? Что я там буду делать? Как же я там буду? А вдруг мне это не понравится? А там все хорошие люди?» По каждому вопросу идет переживание: «А если не позвали? Они опять меня оставили! Предатели! Никому я не нужна! А вот если бы позвали, вот тогда бы... Но я вот да, потому что они нет...»
Гармоничные черты Эпилептоидного типа личности
Гармоничными чертами является умение получать свою выгоду, отстоять свое, настойчивость, целеустремленность, утончённость. Они гостеприимны, потому что гостеприимство – это внимание не ко мне, а к моему дому, то есть «я тут не как я-личность, но как хорошая хозяйка. А там я – хорошая вахтерша, и враг не пройдет, погибнет под Смоленском».
В гармоничном проявлении - это женственные женщины. Соответственно, это люди чувственные, романтичные во всем своем высшем проявлении.