Жизненный сценарий.
Natallia Niachai Просмотров: 3201
Данная статья будет интересна тем людям, кто стремиться к самоосознанию. Я отвечу на вопрос: "Что такое жизненный сценарий, как он формируется?" и познакомлю Вас с древними и историческими взглядами на эту тему.
Для начала немного экскурса в историию.
Самые древние сценарные аналитики были в Древней Индии, которые основывали свои предсказания преимущественно на астрологии. В "Панчатантре" (прим. 200 г. до РХ) очень правильно сказано:
Пять обстоятельств решены для каждого человека, прежде чем он покинет чрево матери:
1. Продолжительность его жизни,
2. Его судьба,
3. Его богатство,
4. Его ученость,
5. Его могила
Я бы сформулировала тоже самое, но несколько по - иному:
Пять обстоятельств решают родители и сам человек за шесть лет после рождения:
1. Продолжительность его жизни,
2. Его судьба,
3. Его богатство,
4. Его ученость,
5. Его могила
За последние 100 лет, ближе всех подошёл к анализу сценариев Альфред Адлер (до него Фрейд только говорил о "принуждении судьбы").
"Если я знаю цель личности, я знаю в общих чертах и что случиться с этой личностью. Я в состоянии привести в определённый порядок все последовательно действия человека".
"Мы должны помнить, что личность, за которой мы наблюдаем, не знает, что делать с собой, если не ориентирован на определённую цель, которая определяет её жизненную линию".
"Психическая жизнь человека должна завершиться в пятом акте, как образ, созданный хорошим драматургом".
"Любой психический феномен, если мы хотим получить через него понимание личности, должен быть рассмотрен и осознан в свете подготовки к некоей цели".
"Попытки запланировать компенсацию в финале и (тайного) плана жизни, жизненный план остаётся в подсознании, так что пациент может считать, что действует неумолимый рок, а не давно подготовленный и обдуманный план, за который ответственнен только он сам, такой человек завершает свои счёты и примиряется с жизнью, сочиняя одно или множество "если бы".
Наверное, каждый из на вас уже наблюдал такие случаи, которые в народе называю «наступить на те же грабли». Например (пример грубый, но очень частый), женщина выходит замуж – муж становится алкоголиком, она выходит во второй раз замуж – и снова со временем, муж алкоголик. Далее по сценарию – ропот на злую судьбу, проклятие или неудачу.
На самом деле все просто и в то же время все очень сложно. Женщина бессознательно в силу своих травм и защитных механизмов психики, в очередной раз пытается переиграть свою роль с другим исходом. Т.е. она не замечает при знакомстве явных признаков склонности к алкоголизму, ее избранника или же неосознанно, после свадьбы, создает такие условия и атмосферу для мужа, что он начинает пить.
Мы не говорим о том, кто виноват, кто прав, речь не об этом, речь о тех причинно-следственных связях, которые снова и снова подсовывают ей «грабли».
Таких примеров много, как у мужчин, так и у женщин и не важно касается это семьи и отношений или работы (частая смена из-за похожих конфликтов).
Мы бессознательно играем роль, которую впитали в себя с детства, а так как нам эта роль не приносит счастья, а лишь создает проблемы, наше бессознательное, чтобы вывести нас на новый уровень, старается снова и снова создавать одинаковые условия, чтобы «конец пьесы» переиграть. Это и называется - жизненный сценарий.
Обычно ко мне приходят клиенты уже, к сожалению на стадии отчаяния, после того, как неоднократно наступили на те же грабли. Они приходят, так как уже разумом понимают, что бегают по-кругу и повторяют одни и те же поступки, а время идет, жизнь проходит и хочется на конец-то счастья. Они не понимают, что играют одну и ту же роль, переигрывают снова и снова свою пьесу, свой жизненный сценарий.
Работа заключается в том, чтобы понять, что конкретно клиент пытается изменить, переиграть. Куда он снова и снова возвращается? Что скрыто глубоко в беспознательном? Как работают защиты? На что, они срабатывают? В процессе работы, я постепенно направляю сознание клиента на эти моменты. Я как буд-то подсвечиваю фанариком, то что, скрыто в темноте разума. Конечно же возникает очень сильное сопротивление, ибо бессознательное яростно защищает человека от тех травм, от той боли, которую он когда-то пережил. Но, надо идти дальше! Идти и не сдаваться! В большинстве случаях, получается, что "у старха глаза велики". Т.е. те моменты жизни, из детства, которые для ребенка казались ужасными и поэтому он выработал защиты, чтобы не было так страшно или больно, клиент смотрит на эти ситуации уже взрослым разумом и приходит осознание, осознание этого страшного для ребенка, момента. Постепенно нейронный связи меняются уже на физическом уровне и как естественный процесс, снимаются защиты, а от этого и ломается весь "жизненный сенарий".
Бессознательное – тонкая штука, ее язык сложный и запутанный, ее знаки и защиты надо расшифровывать с помощью профессионала. Наиболее продуктивный метод, раскрывающий жизненный сценарий – это сказкотерапия. Метод требующий длительной работы как психолога, так и клиента, и внимательного отношения ко всем деталям.
Изменить сценарий можно!
© Нечай Наталья