Для чего люди играют в игры?
Елена Юртаева Просмотров: 2198
ВЕСЬ МИР ТЕАТР.
Уильям Шекспир.
В НЕМ ЖЕНЩИНЫ, МУЖЧИНЫ -
ВСЕ АКТЁРЫ :
У НИХ СВОИ ЕСТЬ ВЫХОДЫ, УХОДЫ,
И КАЖДЫЙ НЕ ОДНУ ИГРАЕТ РОЛЬ.
Рассматривать мы будем конечно не детские игры в песочнице, а психологические. Чаще это бессознательные игры.
Игра имеет чёткую структуру, в ней нет места спонтанности. В ней определённая последовательность действий, которая приведёт к предсказуемому финалу.
Психологическая игра - это антипод эмоциональной близости. Последовательность взаимодействий в психологической игре Эрик Берн описал в виде формулы:
КРЮЧОК + КЛЁВ= РЕАКЦИЯ >ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ>СМУЩЕНИЕ >РАСПЛАТА.
Так для чего человеческая психика затевает всё это?
Оказывается игра "заставляет" нас испытывать неприятные, но до "боли" знакомые чувства. Тем самым, игра придаёт общению предсказуемость. Мы все нуждаемся в структуре!
"Голод структуры" - это потребность использовать время по созданию ситуаций для обмена поглаживаниями и удовлетворения стимульного голода. Структурировать время можно с помощью :
- ухода (изоляция, уединение, одиночество),
- ритуалы (приветствия, поздравления),
- времяпровождение (светские мероприятия),
- игры,
- деятельность (работа, учёба),
- интимность.
В каждой истории есть три стороны.
В каждой игре есть три стороны.
В каждой драме есть три стороны.
ИТАК ИГРЫ КАК СПОСОБ СТРУКТУРИРОВАТЬ СВОЁ ВРЕМЯ.
Формулу Игры, с помощью которой Эрик Берн описывал игры в которые играют люди, Стивен Карпман превратил в треугольник. Его называют Драматический треугольник Карпмана.
Выглядит он так:
У Игры два важнейших признака:
- скрытые мотивы,
- наличие выигрыша.
Каждая Игра в основе своей нечестна, и финал зачастую драматическим, а не просто захватывающим.
Драматический треугольник описывает адский танец игроков. В нём три шага или три роли:
- П (ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ, ТИРАН),
- С (СПАСАТЕЛЬ),
- Ж (ЖЕРТВА)
ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ - СПАСАТЕЛЬ - ЖЕРТВА .
Драма в игре происходит тогда, когда один из игроков неожиданно меняет свою роль с одной на другую.
ИТАК ЖЕРТВА - это игрок, который демонстрирует свою беспомощность и неспособность самостоятельно справляться с трудностями. Характерный признак поведения Жертв заключается в том, что большую часть времени тратят жалуясь на жизненные трудности и непреодолимые препятствия, нежели на поиск новых решений и возможностей.
ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ(ТИРАН) - это игрок, который критикует, оказывает давление, принуждает ЖЕРТВУ и одновременно подтверждает, что ЖЕРТВА беспомощна и постоянно ошибается.
Поведенческие признаки Преследователя в том, что он открыто нападает на свою Жертву.
Например: "Ты никогда не понимал меня! Как можно быть таким бесчувственным?!"
СПАСАТЕЛЬ - игрок, который вмешивается в дела других людей с целью предложить свою помощь. При этом он сам не знает, как помочь или делает это, когда его об этом никто не просит. Спасатель путает спасение с реальной помощью. Типичная фраза Спасателя:
" Я всего лишь пытаюсь помочь тебе!"
Характерный признак поведения Спасателя заключается в том, что он больше половины всей работы будет делать за других, даже если об этом его не просят.
У всех трёх Игроков есть переключения и расплата. Как выразился Клод Стайнер:
" Жертва в действительности не настолько беспомощна, как себя ощущает. Спасатель в действительности не настолько помогает, сколько думает, а у Преследователя в действительности нет веских причин для недовольства и обвинений".
В целом "Драматический треугольник " нужен для того, чтобы не допустить близость и интимность, отложить обсуждение важных вопросов и лишить оппонента чувства равенства и радости.
У Игры три степени интенсивности :
I степень - это социально приемлемые Игры, о них говорят и ими делятся с друзьями и знакомыми, их можно наблюдать;
II степень - это игры, которые имеют более тяжёлые последствия, о них предпочитают умалчивать;
III степень - это игры чрезвычайно разрушительные, они наносят непосредственный вред здоровью игрока, заканчиваются на операционном столе, банкротством, в суде, в тюрьме, увечьями и даже смертью.
Пример: На Новогодней вечеринке Кате понравился мужчина, который работает в той же компании, но в другом отделе. Ранее они не были знакомы и о нем Катя ничего не знает. Она заигрывает с ним.
I степень - игра остановилась на уровне приятно проведенного праздничного вечера.
II степень - Катя удалилась с мужчиной с вечеринки и они приятно провели вместе ночь. Утром Катя узнала, что мужчина женат. Она смущена, ей стыдно,обидно.Она расстроенная уезжает домой.
III степень - Катя узнав утром, что мужчина женат, устраивает скандал, обвиняя мужчину, что он её использовал и начинает угрожать мужчине, что всё расскажет его жене. История измены доходит до жены мужчины, она подаёт на развод.
Оба Игрока имели скрытые мотивы и каждый из них получил расплату.
Так какие причины могут подтолкнуть людей к психологическим играм?
Например, одна из:
- обмен поглаживаниями (внимание, признание),
- структурирование времени,
- поддержание системы рэкетов,
- gодтверждение или поддержание жизненной позиции,
- продвижение по своему сценарию,
- сделать людей предсказуемыми,
- избежать интимности.
Когда люди входят в треугольник или приглашают кого-то в Игру, они сами не знают, почему так поступают. Они просто хотят найти решение своих проблем и вопросов.
Понимая принцип психологических Игр, делая свою жизнь осознанной, у вас начинается ЖИЗНЬ СВОБОДНАЯ ОТ ИГР.